СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Современная налоговая система характеризуется необычай­ной изощренностью форм и методов обложения и исключитель­ным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и при­менении в налоговой политике имеются существенные различия.

Экономическим источником любых форм налогов являются доходы, полученные в процессе распределения и перераспределе­ния национального дохода, и, следовательно, абсолютным преде­лом (на более или менее продолжительный период времени) для налогообложения является сумма национального дохода страны. Это очевидно, когда государство использует прямую форму мо­билизации доходов в бюджет — обложение налогами первичных доходов, которые составляют произведенный национальный до­ход — заработную плату рабочих и служащих, предприниматель­скую прибыль, процент и земельную ренту. В этом случае госу­дарство непосредственно присваивает в свою пользу часть на­ционального дохода, произведенного обществом.

Кроме того, государство может использовать и косвенную форму изъятия доходов — путем введения надбавок к ценам товаров и ус­луг, потребляемых получателями первичных доходов (трудящимися, предпринимателями и землевладельцами). Покупая товары и услуги, потребители не только возмещают расходы по производству этих товаров и услуг и оплачивают прибыль предпринимателя, но и пере­дают часть своих доходов в казну государства.

В зависимости от способа изъятия доходов первая форма об­ложения называется прямым налогообложением (взимаемые на­логи — прямыми налогами), а вторая форма — косвенным (косвенные налоги).

Различие между прямой и косвенной формой присвоения го­сударством части национального дохода является фундаменталь­ным принципом, на котором основываются все существующие классификации налогов.

 

 

 

Дальнейшая классификация прямых налогов может быть произведена по элементу объекта (поскольку субъект для всех прямых налогов одинаков—собственник или распорядитель до­хода, имущества и т. д.), а косвенных налогов — по элементу субъекта (ибо для всех косвенных налогов единым объектом яв­ляется продажа или иная форма передачи, отчуждения товара, услуги, имущества и т. д.).

Кроме того, налоги различаются по методу установления на­логовой ставки, способу взимания, уровню подчиненности и це­левому назначению.

Налоговая ставка — это величина налога, установленная в расчете на определенную единицу (долю) объекта обложения. Различаются твердые и процентные налоговые ставки. Твердые ставки характерны для некоторых косвенных налогов, акцизов, таможенных пошлин, подушного налога и др. и выражаются в некоторой денежной сумме, взимаемой с каждой единицы объ­екта обложения. Процентные ставки применяются для исчисления подоходных налогов, налогов с даров и наследств, косвенных налогов и др. и представляют собой выраженную в процентах долю налога по отношению к величине дохода, стоимости иму­щества и т. д.

В развитых странах применяются четыре способа взимания нало­гов: кадастровый, самоначисление (декларационный), администра­тивный и авансовый (или удержание налога «у источника»).

Кадастровый способ основывается на применении кадастров — периодически составляемых описей, в которых регистрируются или переписываются все объекты, подлежащие обложению нало­гом (земля, строения, граждане и т. д.). Кадастровый способ тре­бует от государства значительных расходов на регулярное со­ставление кадастров и поэтому применяется в весьма ограничен­ных пределах. На основе кадастрового способа обложения взимаются такие налоги, как поземельный, подомовой, промы­словый, а также такой архаичный налог, как подушный, сохра­нившийся лишь в некоторых странах.

Самоначисление — наиболее распространенный способ об­ложения, применяемый для взимания подоходных налогов. При этом способе налогоплательщики самостоятельно (путем пред­ставления налоговым органам специальной декларации) рассчи­тывают свои доходы, производят все установленные вычеты и льготы и определяют сумму налога к уплате. Налоговые органы проверяют полученные декларации и дают указание о внесении налога в казну. Следует отметить, что налогоплательщики, обла­гаемые налогом на основе самоначисления, несут полную ответ­ственность (вплоть до преследования в уголовном порядке) за правильность и полноту представляемых ими в налоговых декла­рациях сведений.

В некоторых странах применяется административный спо­соб взимания налога, когда налоговые власти сами определяют размер облагаемого дохода на основе некоторых косвенных при­знаков (количество клиентов, рыночная конъюнктура и т. д.).

При авансовом (или предварительном) способе обложения установленная сумма налога удерживается из дохода, подлежаще­го перечислению в пользу получателя этого дохода. Характерной особенностью этого способа является то, что основную ответст­венность перед казной за уплату налога несет не получатель (собственник) дохода, а лицо, выплачивающее доход, — пред­приниматель, банк, компания и др. Такой способ обложения при­меняется при выплате заработной платы трудящимся, гонораров и вознаграждений за выполнение различных услуг и работ, а также при выплате некоторых регулярных доходов-дивидендов, процен­тов, лицензионных платежей и т. д.

По уровню подчиненности различают центральные (феде­ральные) и местные налоги. Первые устанавливаются централь­ным правительством и поступают в государственный бюджет, а вторые вводятся местными властями (как правило, в пределах, установленных центральным правительством) на своей террито­рии и зачисляются в их бюджет на финансирование местных нужд. К центральным налогам обычно относятся косвенные нало­ги, подоходные налоги с населения и прибылей корпораций и взносы по социальному страхованию. Местные налоги включают налоги с имущества, поземельные налоги, некоторые косвенные налоги и акцизы и др.

В зависимости от целевого назначения нередко различают также обычные налоги, зачисляемые общей массой в централь­ный бюджет и бюджеты местных органов власти, и целевые на­логи, поступающие в специальные фонды для расходования на строго определенные цели.

Прямые налоги в зависимости от объекта обложения подраз­деляются на подоходные налоги и налоги с имущества.

Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с от­дельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли кор­пораций.

Основу этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению которым подлежат все физические лица, постоянно проживающие на территории данной страны. Подоход­ный налог с населения рассматривается как «окончательный» на­лог, поэтому при его исчислении принимаются во внимание не­которые особенности положения конкретного налогоплатель­щика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика и т. д. Кроме того, этот налог имеет необлагаемый минимум и взимается по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения дохода.

Налоги на отдельные виды доходов взимаются по пропорциональным или прогрессивным процентным ставкам и незави­симо от того, входят они или нет в общий подоходный налог с населения, рассматриваются как дополнение к этому общему на­логу.   В связи с широким распространением новой формы предпри­нимательской деятельности — акционерных компаний, которые накапливали огромные суммы нераспределенных прибылей, на­кануне первой мировой войны во многих странах был введен на­лог на прибыли корпораций, иногда дополняемый налогом на сверхприбыли. Значение этого налога особенно выросло после второй мировой войны и сейчас он составляет значительную до­лю в доходах бюджетов развитых стран.

Кроме того, в ряде стран введен налог на прирост капита­ла, которым облагаются (в отличие от регулярных доходов на вложенный капитал в виде процентов и дивидендов) нерегуляр­ные доходы от перепродажи земельных участков, пакетов акций компаний, валютных сделок и т. д.

Налоги с имущества занимают незначительное место в об­щем объеме государственных доходов и в большинстве стран относятся к категории местных налогов.

Среди этих налогов основным является налог на недвижи­мое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1—3% от стоимости такого имущества. В некоторых странах существует также налог на общую сумму имущества, которым облагаются лишь крупные состояния, поскольку для этого налога предусмотрен высокий необлагаемый минимум, и состав облагаемого иму­щества включаются, кроме земельных участков и строений, паке­ты акций компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т. д. Ставки налога составляют 1—2%.

Своеобразным видом налога на имущество является налог с наследств и дарений (в некоторых странах существуют отдельно налог с наследств и налог с дарений). По своей форме этот налог близок к косвенным налогам, поскольку он не имеет регулярного характера, как прямые налоги, и взимается не с имущества как такового, а с акта передачи имущества (сделки безвозмездного отчуждения), что отражается и в налоговых ставках, которые воз­растают не только по мере увеличения суммы имущества, но и по мере снижения степени родства между дарителем и получателем, т. е. в зависимости от изменения условий сделки. Тем не менее налог с наследств и дарений, несомненно, является прямым нало­гом с имущества, поскольку представляет собой прямое изъятие в пользу государства части реально существующего имущества.

Ставки налога прогрессивные и в отношении крупных сумм дарений и наследств могут достигать 50%. Однако вследствие большого количества разного рода скидок и льгот крупные соб­ственники благополучно уклоняются от уплаты этого налога и поступления от него в Англии и США составляют лишь 2— 3% доходов государственного бюджета.

К налогам на имущество относятся и сохранившиеся еще в отдельных странах промысловый и подомовой налоги. При исчислении таких налогов за основу берется число рабочих, стан­ков, окон, дверей и т. д.

Во Франции и Японии до сих пор применяется наиболее при­митивная форма прямого налога — подушный налог (имеющий свое происхождение непосредственно от дани, которой облагали население правители древнейших государств). Налог взимается с каждого жителя по твердым ставкам, независимо от размера по­лучаемого им дохода и наличия имущества.

Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам товаров и услуг, оплачиваемую в конечном счете потребителем. Таким образом, косвенные налоги уплачивают лишь лица, расхо­дующие свои доходы на цели приобретения товара или услуги. Казалось бы, любое лицо может избежать уплаты косвенных на­логов, воздерживаясь от покупки соответствующих товаров и услуг. Однако в жизни такое уклонение от налога невозможно, поскольку практически весь объем товаров и услуг широкого по­требления облагается косвенными налогами.

Существует четыре вида косвенных налогов: таможенные пошлины; акцизы и другие налоги на потребление товаров и ус­луг; налоги на сделки; взносы предприятий в фонды социального страхования.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные на­логи, взимаемые с импорта, экспорта и транзита товаров. В раз­витых странах преимущественно применяются импортные тамо­женные пошлины.

По способу исчисления различают адвалорные пошлины (в процентах к цене товара) и специфические пошлины (в твердой ставке с единицы товара — литра, центнера и др.).

В прошлом таможенные пошлины применялись в основном лишь в фискальных целях, т. е. как источник доходов для госу­дарственной казны. Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистскую — для защиты национального производства от притока в страну ино­странных товаров; преференциальную — для стимулирования им­порта товаров из определенных стран и районов; статистическую — для более точного учета внешнеторгового оборота; уравни­тельную — для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.

Основной формой косвенного налогообложения являются акцизы, представляющие собой надбавки к ценам основных по­требительских товаров (спиртные напитки, пиво, табачные изде­лия, легковые автомобили и др.). Такие акцизы называются ин­дивидуальными в отличие от универсального акциза, которым дополнительно облагается вся продажа товаров и услуг на терри­тории данной страны.

Универсальный акциз в форме налога на добавленную стои­мость действует почти во всех странах Западной Европы. В США и некоторых других странах этот акциз применяется в форме на­лога с валовой суммы продаж.

Порядок взимания налога на добавленную стоимость преду­сматривает, что налог начисляется по установленным ставкам (10—15% к цене товара или услуги) на каждой стадии производ­ства и распределения товара или услуги вплоть до конечного по­требителя. В то же время сумма налога, начисленного на предыдущих этапах движения товара или услуги, подлежит вычету из суммы налога, уплачиваемой на каждом последующем этапе. Та­ким образом, реальному обложению налогом на каждом этапе подлежит только та часть стоимости товара или услуги, которая «добавлена» на этом этапе (заработная плата плюс прибыль), что и отражено в самом названии налога. В результате вся тяжесть налога перекладывается на конечного потребителя.

Налоги на сделки — это особая форма косвенных налогов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается со сде­лок, подлежащих регистрации в установленном порядке.

Наиболее распространенным видом налога на сделки является гербовый налог (гербовый сбор), которым облагается регистра­ция актов о передаче имущества, долговых обязательств, дове­ренностей на владение или опеку имущества, расписок, квитан­ций и др. Гербовый налог исчисляется либо по твердым ставкам, либо в процентах к сумме сделки.

В ряде стран имеются также специальные трансфертные на­логи, которыми облагаются некоторые особые виды сделок: про­дажа акций и облигаций; продажа земельной собственности и др.

Взносы на социальное страхование в большинстве стран имеют обязательный характер и взимаются как с лиц наемного труда, так и с предпринимателей. В некоторых странах сущест­вуют также взносы для лиц свободных профессий (адвокаты, вра­чи, архитекторы, артисты и др.).

В части, уплачиваемой предпринимателями, такие взносы сле­дует относить к косвенным налогам, поскольку они включаются в качестве издержек производства в цену производимых товаров и ус­луг и в конечном счете перекладываются на потребителя.

Взносы на социальное страхование, уплачиваемые предпри­нимателями, устанавливаются в процентах к фонду заработной платы. В некоторых странах размеры ставок достигают 15—24%, что, несомненно, является одним из факторов, способствующих ускорению темпов инфляции и роста цен в этих странах.

Определение национальной налоговой юрисдикции в отно­шении подоходных налогов осуществляется обычно на основе двух важнейших критериев: резидентства и территориальности.

Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограни­ченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в от­ношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Критерий территориальности устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлекаемые на ее территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от на­логов в этой стране.

Первый критерий, таким образом, принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогопла­тельщика на национальной территории, второй — основывается исключительно на национальной принадлежности источника до­хода. .

Очевидно, что любой из этих критериев при условии его еди­нообразного применения во всех странах в принципе исключал бы всякую возможность международного двойного налогообло­жения, т. е. обложения одного и того же объекта (дохода, имуще­ства, сделки и т. д.) в один и тот же период времени аналогичны­ми видами налога в двух, а возможно, и более странах. Однако вопрос о том, осуществляется ли устранение двойного налогооб­ложения на основе первого или второго критерия, вовсе не безраз­личен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и капиталов, помещенных за рубежом, желательнее, несомненно, разграничение налоговых юрисдикции в международном масшта­бе на основе критерия резидентства. Для стран, в экономике ко­торых значительное место занимают иностранные капиталы, осо­бый интерес приобретает отстаивание критерия территориально­сти. Поэтому промышленно развитые страны предпочитают осно­вывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.

 

                                                                                              Назад

Используются технологии uCoz