ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ БЕЗ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ

При экспорте товаров все сделки заключаются компанией в своем собственном офисе в юрисдикции ее инкорпорации. От­грузка товаров в простейшем случае осуществляется, как прави­ло, на условиях ФОБ S (FOB), и все расходы, связанные с достав­кой товара от национальной границы, берет на себя иностранный S партнер. В ряде случаев допускается пересылка документов и согласование условий контракта за границу, но при этом корпо­рация пользуется за рубежом услугами своего независимого аген­та, что также не приводит к образованию постоянного представи­тельства.

При экспорте услуг данная форма деятельности имеет опреде­ленное своеобразие. К примеру, таким образом можно оказывать финансово-консультационные, юридические услуги, т. е. услуги не­материального характера. Однако при предоставлении материализо­ванных услуг (строительные работы, лизинг), как правило, требуется физическое присутствие в иностранном государстве.

Преимущества данной формы ВЭД заключаются в том, что, экспортируя без пересечения границы, корпорация избегает все иностранные налоги на свои экспортные доходы (налог на при­быль, таможенные сборы, акцизы, прочие прямые и косвенные налоги).

Важно отметить, что при экспорте товаров не применяется и внутренний налог на добавленную стоимость. Однако при экс­порте услуг некоторые из них, например лизинговые услуги в Великобритании, от НДС не освобождаются.

Таким образом, всю налоговую ответственность по уплате налога на прибыль от продаж поставленного из-за границы това­ра, НДС и т.п. в иностранной юрисдикции берет на себя компа­ния-импортер, резидент данного иностранного государства.

Пример 1. Канадская компания С. производит свою про­дукцию в Торонто. На основе изучения рынка компания пришла к выводу о потенциальном рынке сбыта своей продукции в США, особенно на Среднем Западе. С. провела рекламную компанию своих изделий в американских коммерческих журналах и начина­ет получать заказы от компаний в Индиане, Иллинойсе, Миннесоте и Огайо. Канадская компания отгружает свою продукцию на условиях FOB Торонто, выписывает счета-фактуры из Канады и получает оплату по счетам от своих потребителей на Среднем Западе по почте, без какого-либо присутствия представителей фирмы в США.

По американскому законодательству иностранная компания не подвергается налогообложению в США до тех пор, пока она не будет непосредственно заниматься торговлей или бизнесом на территории США. В данном примере канадская компания С. удовлетворяет всем требованиям закона. Следовательно, при­быль, полученная от продажи ее продукции американским ком­паниям, не подвергается американскому налогу на прибыль.

При лицензировании национальная компания заключает со своим иностранным партнером лицензионное соглашение, в со­ответствии с которым она получает роялти, а не торговую при­быль. Лицензирование также не создает налогооблагаемого при­сутствия за границей, поскольку будет являться пассивной фор­мой коммерческой деятельности, не создающей постоянного представительства за рубежом. Лицензиар поэтому не подверга­ется иностранному налогу на прибыль. Но при перечислении ли­цензионного дохода в форме платежей типа роялти иностранное государство может взимать в соответствии с принципом террито­риальности налог на репатриацию роялти. Если аналогичный на­лог на распределение роялти в пользу иностранного партнера су­ществует в стране лицензиара, то налог, вычтенный из прибыли при ее репатриации в иностранном государстве, можно кредитовать в своей стране. Если в стране лицензиара налога на репат­риацию нет, то его сумма, уплаченная при перечислении роялти из-за рубежа, может стать дополнительным налоговым бременем для корпорации.

Однако при репатриации роялти можно воспользоваться и некоторыми преимуществами. Ставка налога на репатриацию платежей типа роялти может быть значительно сокращена либо вообще сведена к нулю, если между двумя странами есть согла­шение об избежании двойного налогообложения.

Пример. Швейцарская корпорация S., имеющая совре­менную технологию в производстве продуктов питания, пришла к выводу, что непосредственный экспорт готовой продукции из Швейцарии в США с посредничеством независимого американ­ского торгового агента не выгоден для компании из-за высоких таможенных пошлин. Кроме создания своего собственного про­изводства в США S. может воспользоваться следующими вариан­тами:

1) вступить в лицензионное соглашение с американским неза­висимым производителем, по которому американский производи­тель получит право на производство собственной продукции по лицензии швейцарской компании. S. остается собственником тех­нологии, имея американский патент или лицензию, или собствен­ником прочих прав на интеллектуальную собственность;

2) S. может решить передать американскому производителю право на использование швейцарской технологии, ограничив возможности американской компании на сублицензирование, чтобы технология не оказалась в руках компаний-конкурентов.

В обоих случаях компания S. не будет вести коммерческой деятельности в США и не будет подпадать под действие амери­канских подоходных налогов. Швейцарская компания будет по­лучать доход в форме роялти за использование своей технологии от американской компании-производителя. К примеру, S. может потребовать уплатить ей роялти на следующих условиях: 5% с первого миллиона дол. продаж лицензированных продуктов, 3% со следующих 5 млн. дол. продаж и 1% с продаж, превышающих 6 млн. дол.

Роялти, выплачиваемые американским производителем в пользу швейцарской компании за использование технологии в США, считаются доходом из источников внутри США и в общем случае подвергаются американскому налогу на репатриацию роялти. Однако США имеют соглашение об избежании двойного налогообложения со Швейцарией, согласно которому роялти при репатриации из США в Швейцарию освобождаются от нало­гообложения. В результате швейцарская компания S. может про­изводить свои продукты непосредственно в США через лицензи­рование американского производителя и не подвергаться амери­канским налогам на прибыль, на репатриацию роялти, а также будет избегать таможенных пошлин.

Особо отметим, что в условиях развития интеграционных процессов участники региональных группировок также стремятся урегулировать эту проблему. В странах Европейского Союза пла­тежи типа роялти практически не подвергаются налогам на ре­патриацию, если роялти перечисляются в другую страну — член ЕС. В Случаях, когда налог все-таки взимается, его можно кредитовать.  

  Назад

 

Используются технологии uCoz